Всевышний Аллах облагодетельствовал верующих различными видами поклонения, за которые Он уготовил им великую награду. посланник Аллаха ﷺ помимо сунны пятикратных намазов, в разное время дня совершал и другие дополнительные намазы. Одним из таких намазов, является духа-намаз. Духа намаз является желательной (мустахабб) и по степени совершения относится к богоугодным деяниям, которые пророк Мухаммад ﷺ делал постоянно и редко оставлял (сунна муаккада).

Пророк ﷺ сказал:

أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال "يُصبح على كل سُلامى من أحدكم صدقة ، فكل تسبيحة صدقة، و كل تحميدة صدقة، و كل تهليلة صدقة، و كل تكبيرة صدقة، و نهي عن المنكر صدقة، و يُجزي من ذلك ركعتان يركعُهُما من الضحى". رواه مسلم

«С наступлением утра каждый сустав любого из вас должен давать садака (милостыню)! Каждое прославление Аллаха (субханаллах) есть милостыня. Каждое восхваление Аллаха (альхамдулиллях) есть милостыня. Каждое произнесение слов «ля иляхаилляллах» – милостыня. Каждое возвеличивание Аллаха (Аллаху акбар) –милостыня. Побуждение к одобряемому – милостыня и удержание от порицаемого – это тоже садака (милостыня). Но всё это могут заменить собой два ракаата дополнительного намаза-духа!» (Муслим).

Слова «ад-духа» "ضحى” имеет несколько значений: Первое его значение - это первая половина дня до полудня, утро. Всевышний Аллах в Коране говорит:

كَأَنَّهُمْ يَوْمَ يَرَوْنَهَا لَمْ يَلْبَثُوا إِلَّا عَشِيَّةً أَوْ ضُحَاهَا

«В тот День, когда они увидят его, им покажется, что они провели в этом мире лишь вечер или утро» (сура «ан-Назиат», 46 аят). Ибн Аббас сказал: «Что касается «вечера» (ашия), то это период времени от полудня до захода солнца. Что же касается «утра» (духа), то это период времени от восхода солнца до полудня» («Тафсир» Ибн Касира).

Вторе его значение - это сияние солнца. В Коране сказано:

وَالشَّمْسِ وَضُحَاهَا

«Клянусь солнцем и его утренним сиянием» (сура «аш-Шамс», аят 1). Муджахид сказал: «То есть, клянусь [солнцем] и его сиянием». («Тафсир» Ибн Касира).

И третье значение дневной свет, день. Аллах говорит в Коране:

وَأَغْطَشَ لَيْلَهَا وَأَخْرَجَ ضُحَاهَا

«Он сделал темной ночь его (неба) и вывел его дневной свет» (сура «ан-Назиат», аят 29). Ад-Даххак сказал: «т.е. вывел день». Ибн Зейд сказал: «т.е. сияние дня». («Тафсир» ат-Табари).

Согласно определению толкового словаря арабского языка «Лисан аль-Араб» дополнительная утренняя молитва «ад-духа» получила такое название из-за периода времени, в который она совершается, т.е. когда солнце находится на небосклоне в первой половине дня.

Время наступления и окончания Духа намаза.

Время молитвы «ад-духа» начинается с того момента, когда солнце поднимется на высоту копья, и продолжается почти до полудня. Иными словами, время молитвы «ад-духа» наступает спустя примерно двадцати минут после восхода солнца и заканчивается за пять-десять минут до полудня (т.е до зенита). Лучше же совершать эту молитву ближе к полудню. На желательность совершения молитвы «ад-духа» ближе к полудню указывает следующий хадис Аль-Касим аш-Шейбани передал, что, увидев каких-то людей, которые совершали молитву «ад-духа», Зайд ибн Аркам, да будет доволен им Аллах, сказал: «Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другой час лучше, ведь посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Время] молитвы часто кающихся [наступает тогда,] когда [земля начинает] обжигать [лапы] верблюжат» (Муслим).

В качестве шариатского доказательства можно привести длинный хадис от Амра ибн Абасы, да будет доволен им Аллах, которому посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Соверши рассветную молитву, а затем воздержись (от намазов), пока солнце не покажется (над горизонтом ) и не поднимется на высоту копья (румх) либо двух копий, ибо оно восходит меж двух рогов шайтана, и ему (т.е. солнцу — прим. Д.Х.) поклоняются (в это время) неверующие. Затем молись столько, сколько пожелаешь, ибо эта молитва будет иметь свидетелей, (а награда за нее) записана, пока тень от копья не сравнится с ним по длине, после чего воздержись (от намазов), ибо Ад (в это время) разжигается, а его врата распахиваются» (аль-Байхаки, аль-Хаким, Ибн Хузейма и др.).

Количество ракаатов молитвы “ад-духа”

В нафиль (добровольных) намазах нет какого ограничения по количеству ракаатов. Как и другие нафиль намазы, духа-намаз может состоять из двух, четырех, шести и более ракаатов. Сообщается, что посланник Аллаха ﷺ иногда совершал по два, иногда по четыре, а иногда и по восемь ракаатов. Аиша (радыйаллаху анха) сказала: «Посланник Аллаха ﷺ совершал духа-намаз по четыре ракаата, давая салям после каждых двух ракаатов. А иногда увеличивал число ракаатов» (Муслим)

Хадисы о достоинстве Духа намаза.

Посланник Аллаха ﷺ постоянно совершал духа-намаз, и разъяснив своим сподвижникам достоинства этого намаза, побуждал их сделать его неотъемлемой частью их жизни. Среди тех, кто постоянно совершал духа-намаз, были посланник Аллаха ﷺ, его жены, члены его семьи, асхабу суффа, и другие сахабы. Абу Хурайра, относившийся к числу асхабу-суффа, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ рекомендовал мне три вещи, от которых я не откажусь никогда в жизни. Это – соблюдение трех дней поста каждый месяц, ежедневное совершение двух ракаатов духа-намаза, и совершение перед сном, витр намаза» (Бухари, Муслим).

Духа-намаз, играет важную роль в том, что касается духовного приближения к Аллаху Всевышнему. Одной из особенностей этого намаза является то, что он является причиной прощения некоторых грехов. В риваяте, переданном от Абу Хурайры сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тому, кто будет совершать два ракята духа-намаза, Аллах Всевышний простит все грехи, даже если их будет так же много, как пены в море» (Тирмизи, Салят, 346) В другом хадисе говорится: «В Раю есть ворота, именуемые «Духа». В судный день глашатай воззовет: «Где те, кто совершал духа-намаз? Это ваши ворота, входите в них с милостью Аллаха»

Укба ибн Амир аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сообщил, что, как передал со слов Аллаха Его посланник, мир ему и благословения Аллаха, Всевышний Аллах сказал: «О сын Адама! Достаточно тебе совершить ради Меня четыре ракаата в начале дня, и Я посредством их избавлю тебя [от бед] до конца твоего дня!» (Ахмад)

В заключение призываю себя, а затем уже моих братьев и сестер по вере неуклонно совершать молитву «ад-духа», обучить этому наши семьи, родственников, соседей и друзей и надеяться на награду Великого и Всемогущего Аллаха