Всем известно, что долгая засушливая «непогода» влечет за собой непоправимые бедствия для всего живого. Ведь палящее жаркое солнце превращает землю в камень. Поэтому почва нуждается в дожде, а дождь – в туче. Но как же быть, если установилась жара, осадков давно нет, все живое погибает… Каким бы умным не было человечество, ему не подвластно контролировать погоду. На это способен только Всевышний! Всемогущий не оставит своих творений в беде! Аллах передал, указал через Посланника ﷺ путь решения этой напасти. Также Аллах о Посланнике Аллаха ﷺ, сказал (смысл): «Я ниспослал тебя лишь как милость, как милосердие для миров».
Различают два вида желательного намаза (суннат-намаза): первый вид – это суннат-намазы, которые желательно совершить в одиночестве, например, ратибат, зуха, аввабин и др. Второй вид – это суннат-намазы, которые желательно совершать коллективно, то есть в джамаате. Об этом втором виде намаза и пойдёт речь в нашей статье. Одним из них является суннат-намаз, который совершается для прошения дождя и этот намаз называется истиска.
Истиска – намаз о прошении дождя во время засухи. Арабское слово اِسْتِسْقَاءٌ происходит от глагола اِسْتَسْقَى и означает просить, напоить водой, молить о ниспослании дождя. В период бездождие верующие обращаются с мольбой к Всевышнему Аллаху о «даровании» осадков для спасения урожая, земли.
Пророк Мухаммад ﷺ научил мусульман, как вести себя, что нужно делать во время засухи. Сунной является как можно часто просить о дожде у Всемилостивого и Милующего Аллаха. Специальный намаз истиска состоит из двух ракаатов, его желательно совершать индивидуально или коллективно, вслух, совершая одну проповедь до или после молитвы. Принято читать молитву о дожде на полях, в мечетях, особенно после намазов и во время пятничной проповеди. Верующие просят Всевышнего простить их грехи, испрашивая ниспослать на землю прохладу с хорошим ливнем.
Как совершается Истиска намаз (намаз просьба о дожде)
В сунне пророка Мухаммеда ﷺ есть хадисы, рассказывающие о том, как совершалась молитва дождя.
1. Имам повелевает людям до совершения намаза поститься три дня, каяться в грехах и совершать благие деяния. Рекомендуется также просить прощения друг у друга за причинённые обиды и т.п. После этого на четвертый день весь джамаат населенного пункта выходит на открытое место, смиренно, соблюдая и в этот день очередной пост. Они выходят в старой рабочей одежде. Вместе с мужчинами рекомендуется выходить детям и старикам, ибо их мольба имеет больше шансов быть принятой. После совершают два ракаата намаза в течение любого времени, за исключением тех времен, в которых не желательно молиться. В первом ракаате, имам после суры «аль-Фатиха» читает суру «аль-А‘ля»(87 сура "Высочайший"). А во втором ракаате, после суры «аль-Фатиха» он читает суру «аль-Гашийа»
أستغفر الله الذي لا إله إلا هو الحي القيوم وأتوب إليه
«Астагфиру Ллаха ллязи ла иляха илля хува ль-хайю ль-каййум ва атубу илайх».
Следовательно, в первой хутбе этот истигфар читается девять раз, а во второй – семь. В период чтения хутбы желательно многократно повторять истигфар и читать следующие аяты:
اسْتَغْفِرُوا رَبَّكُمْ إِنَّهُ كَانَ غَفَّارًا يُرْسِلِ السَّمَاءَ عَلَيْكُم مِّدْرَارًا
Я говорил: “Просите у вашего Господа прощения, ведь Он - Всепрощающий, Он ниспошлет вам с неба обильные дожди (Сура 71 Нух 10 и 11 аяты )
В первую часть хутбы включается и следующее дуа:
اللَّهمَّ اسقِناغَيْثاً مُغِيثاً هَنيئاً مَريأً مَريعاً غَدَقاً مُجَلِّلاً سَحَّا عَامّاً طَبَقاً دَائِماً اللَّهمَّ اسْقِنا الْغَيثَ و لا تَجْعَلْنا مِن القَانِطِينَ اللَّهمَّ أِنّا نَسْتَغْفِرُكَ انَّكَ كُنْتَ غَفَّاراً فَأَرْسلِ السَّماءَ علينا مدْراراً
«О мой Аллах, пошли нам дождь, такой, который спасает от бедствий, дождь добрый, благодатный, у которого результат похвальный (который даст хороший урожай), дождь обильный, охватывающий все земли, пропитывающий и покрывающий землю, постоянный. О мой Аллах, пошли нам дождь и не сделай нас потерявшими надежду. О мой Аллах, мы просим Тебя, чтобы Ты простил нам наши грехи, ведь Ты лучший из прощающих; пошли нам обильный дождь».
Когда имам прочтёт примерно треть второй хутбы, ему желательно повернуться в сторону Киблы и усердно обращаться к Аллаху с мольбой, читая дуа про себя и вслух. Когда имам просит что-то вслух, люди говорят «Амин», подняв руки ладонями вниз. Так руки держат, когда просят у Всевышнего отвести беду, а когда просят дать что-либо, просят, подняв руки ладонями вверх.
После того, как имам повернётся в сторону Киблы, ему и остальным людям следует вывернуть верхнюю одежду (халат, куртку и т.д.) наизнанку, а также вдеть правую руку в левый рукав, а левую – в правый. Мудрость этого заключается в хорошем предзнаменовании об изменении бедствующего положения мусульман к лучшему. Ибо в хадисе, переданном имамом Ахмадом и другими мухаддисами, говорится:
(كان رسول الله صلى الله عليه وسلم يحب الفأل الحسن (رواه الإمام أحمد وغيره
«Посланник Аллаха ﷺ любил хорошее предзнаменование».
В таком состоянии одежду оставляют до тех пор, пока люди не сменят её на другую.
Если имам не будет совершать намаз прошения дождя, люди имеют право совершить его самостоятельно.
Если среди мусульман проживают иноверцы, которые находятся под опекой мусульман (зиммий), им тоже разрешают выйти на собрание о прошении дождя. Но они совершают свои обряды отдельно от мусульман.
عن عَبْدِ اللَّهِ بْنِ زَيْدٍ أَنَّ النَّبِىَّ - صلى الله عليه وسلم - خَرَجَ إِلَى الْمُصَلَّى فَاسْتَسْقَى ، فَاسْتَقْبَلَ الْقِبْلَةَ ، وَقَلَبَ رِدَاءَهُ ، وَصَلَّى رَكْعَتَيْنِ
Передает ‘Абдуллах ибн Зейд, да будет доволен им всевышний Аллах: «Я видел Посланника Аллаха ﷺ в тот день, когда он вышел за пределы Медины, чтобы обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя. При этом он повернулся спиной к людям и лицом к кибле (т.е. Заповедной мечети в Мекке), перевернул свой плащ, а потом совершил два рак‘ата, читая Коран вслух». Приводят аль-Бухари и Муслим. В хадисе, переданном ад-Даракутни со слов Абу Джа‘фара Бакира, да будет доволен им всевышний Аллах, говорится, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, перевернул плащ для того, чтобы засуха сменилась дождем. Этот хадис является отосланным.
Передают, что Ибн ‘Аббас, да будет всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал: «Пророк ﷺ вышел для совершения намаза о ниспослании дождя в скромной одежде. Он шел смиренно и степенно, словно унижаясь перед Аллахом. Затем он совершил два рак‘ата так, как он делал это по праздникам, но не прочел проповедь, похожую на ваши проповеди». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, причем ат-Тирмизи, Абу ‘Авана и ибн Хиббан назвали его достоверным.
В другом хадисе ‘Аиша, да будет доволен ею всевышний Аллах, рассказывала, что люди пожаловались Посланнику Аллаха ﷺ на засуху, и он велел принести кафедру. Ее установили на месте моления, и он велел людям собраться в назначенный день. Он вышел к людям, как только появился край солнца, сел на кафедру, а затем возвеличил и восхвалил Аллаха. После этого он сказал: «Вы пожаловались на засуху, которая поразила ваши земли. А ведь Аллах велел вам молиться Ему и обещал внемлить вашим молитвам». Затем он сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Судного дня! Нет божества, кроме Аллаха! Он творит все, что пожелает. О Боже! Ты есть Аллах, и нет божества, кроме Тебя! Ты богат, а мы бедны. Ниспошли же нам спасительный ливень, и пусть он принесет нам силу и удовлетворение на долгое время». Затем он поднял руки вверх и продолжал стоять, а мы видели белизну его подмышек. Затем он повернулся спиной к людям, перевернул свою накидку, и стоя с поднятыми вверх руками вновь обратился лицом к людям. Затем он сошел с кафедры и совершил два рак‘ата. Тут всевышний Аллах нагнал облака, послышались громовые раскаты, заблескали молнии и вскоре полил дождь. Этот хадис передал Абу Давуд, и он же назвал его странным, однако цепочка рассказчиков хадиса хорошая.
2. Молитва может быть совершена во время пятничного (джума) намаза.
В хадисе от Анас ибн Малика (да будет доволен им всевышний Аллах) передается: «В одну из пятниц, когда Пророк ﷺ стоял перед людьми и произносил проповедь, в мечеть вошел мужчина. Он вошел через дверь, расположенную напротив кафедры, встал лицом к Посланнику Аллаха ﷺ и сказал: „О Посланник Аллаха! Наше имущество погибло, а по дорогам стало невозможно передвигаться! Помолись же Аллаху, дабы Он ниспослал нам спасительный ливень!“ Посланник Аллаха ﷺ воздел руки и сказал: „О Аллах, ниспошли нам дождь! О Аллах, ниспошли нам дождь! О Аллах, ниспошли нам дождь!“ (Аллаахумма агыснаа! Аллаахумма агыснаа! Аллаахумма агыснаа! в другой версии: „Аллахумма скына“) Клянусь Аллахом, в это время мы не видели на небе ни облаков, ни туч, а между нами и горой Са‘ль не было ни домов, ни иных строений и вдруг из-за горы появилось облако по форме похожее на щит, а когда оно заняло середину неба, то стало распространяться, а потом полил дождь. Клянусь Аллахом, после этого мы не видели солнца целых шесть дней! В следующую же пятницу, когда Посланник Аллаха ﷺ произносил проповедь, некий муж вновь вошел в мечеть через ту же дверь. Он встал напротив Посланника Аллаха ﷺ и сказал: „О Посланник Аллаха! Наше имущество погибло, а по дорогам стало невозможно передвигаться! Помолись же Аллаху, дабы Он остановил дождь!“ Посланник Аллаха ﷺ вновь воздел руки и сказал: „О Аллах, вокруг нас, а не на нас! О Аллах, пусть дождь падает на холмы, пригорки, русла и растения на пастбищах“. После этого дождь прекратился, а когда мы вышли наружу, уже выглянуло солнце». Один из рассказчиков хадиса по имени Шарик спросил Анаса: «Это был тот же мужчина?» Анас ответил: «Я не знаю». (аль-Бухари и Муслима)
Если после намаза истиска дождя все же не будет, необходимо усердно продолжать читать эту молитву каждый день. С помощью Всевышнего Аллаха пусть все мы будем на пути истины, пусть каждому из нас Он даст мудрость и терпение в решении общих проблем!
Истиска намаз можно совершить несколько раз, в зависимости от нужды. Если после подготовки к совершению намаза пойдёт дождь, то в любом случае желательно собраться для мольбы (дуа) и воздания хвалы Всевышнему. С этой целью совершают и намаз, после него также читается и соответствующая хутба с выражением благодарности Аллаху.
Передают, что Анас, да будет доволен им всевышний Аллах, также рассказывал, что во время засухи ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им всевышний Аллах, всегда обращался к Аллаху с просьбой о ниспослании дождя через аль-‘Аббаса ибн ‘Абд аль-Мутталиба, говоря: «О Аллах! Раньше мы молили Тебя о ниспослании дождя через нашего Пророка ﷺ и Ты поил нас. А сейчас мы обращаемся к Тебе через его дядю, напои же нас!» И после этого начинался дождь. Этот хадис передал аль-Бухари.
Желательные действия при дожде
Во время дождя, который пойдёт после намаза прошения, желательно открыть тело, кроме аврата, чтобы на него попал дождь. Особенно желательно сделать это при первом дожде. Также желательно при отсутствии опасности для жизни и здоровья купаться в селевых потоках.
Имам Малик (да будет доволен им Аллах) в своём сборнике хадисов «Мувата» приводит хадис с достоверной цепочкой от Абдулаха бин Зубайра (да будет доволен им Аллах): «Он (Пророк Мухаммад ﷺ) во время грома и молнии прекращал разговор и произносил:
سبحان من يسبّح الرّعد بحمده, والملائكة من خيفته
«Субхана ллази йусаббиху ррааду бихамди ва ль-малаикату мин хифатих». Перевод: «Пречист Аллах от всего неподобающего, приписываемого Ему, Он – Тот, Которого восхваляют гром и ангелы, испытывая страх перед Ним».
Но на саму молнию смотреть нежелательно.
Есть много времён, ситуаций и мест, в которых Всевышний принимает дуа. Также желательно просить что-либо другое у Всевышнего, ибо время дождя считается временем ниспослания милости Аллаха. Упоминается, что велика вероятность принятия мольбы во время дождя.
ثنتان ما تردان الدعاء عند النداء وتحت المطر
«В двух ситуациях Аллах непременно принимает мольбу: во время азана на молитву и во время дождя»(«Джамиуль-ахадис», № 11324).
После дождя желательно сказать, что этот дождь пошёл по милости Аллаха. Если же люди испытают неудобства из-за чрезмерных дождей, то желательно просить у Аллаха прекращения дождя, но специального намаза для этого не совершают.
Также во время дождя желательно сказать:
اللّهمَّ صَيِّبَاً هنئا و سَيباً نافعاً
«О Аллах, одари нас обильным дождём и полезным потоком».
Если есть опасность от сильных ливней, желательно сказать:
اللّهمَّ حوالينا ولا علينا
«О Аллах, пролей дождь не на нас, а на наши окрестности».
После дождя желательно сказать:
مطرنا بفضل الله ورحمته
«Мы удостоились дождя по щедрости и милости Аллаха».