Слово хауф ( خَوْفٌ ) означает - страх. Хауф намаз - это намаз в состоянии опасности, страха, форма коллективного намаза, при котором две группы молящихся поочерёдно совершают коллективный намаз за имамом. Впервые был применён пророком Мухаммадом ﷺ перед битвой при Ухуде. Намаз Хауф совершается при угрозе нападения со стороны хищников, при извержениях вулкана, землетрясениях, наводнениях и т.д. В намазе, который совершается во время опасности, ошибки не принимаются во внимание.
В терминологии шариата салят аль-Хауф – это одна из предписанных пятикратных молитв, которая исполняется в состоянии очевидной опасности или ее предположения.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
وَإِذَا ضَرَبْتُمْ فِي الْأَرْضِ فَلَيْسَ عَلَيْكُمْ جُنَاحٌ أَن تَقْصُرُوا مِنَ الصَّلَاةِ إِنْ خِفْتُمْ أَن يَفْتِنَكُمُ الَّذِينَ كَفَرُوا إِنَّ الْكَافِرِينَ كَانُوا لَكُمْ عَدُوًّا مُّبِينًا * وَإِذَا كُنتَ فِيهِمْ فَأَقَمْتَ لَهُمُ الصَّلَاةَ فَلْتَقُمْ طَائِفَةٌ مِّنْهُم مَّعَكَ وَلْيَأْخُذُوا أَسْلِحَتَهُمْ فَإِذَا سَجَدُوا فَلْيَكُونُوا مِن وَرَائِكُمْ وَلْتَأْتِ طَائِفَةٌ أُخْرَىٰ لَمْ يُصَلُّوا فَلْيُصَلُّوا مَعَكَ وَلْيَأْخُذُوا حِذْرَهُمْ وَأَسْلِحَتَهُمْ وَدَّ الَّذِينَ كَفَرُوا لَوْ تَغْفُلُونَ عَنْ أَسْلِحَتِكُمْ وَأَمْتِعَتِكُمْ فَيَمِيلُونَ عَلَيْكُم مَّيْلَةً وَاحِدَةً وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِن كَانَ بِكُمْ أَذًى مِّن مَّطَرٍ أَوْ كُنتُم مَّرْضَىٰ أَن تَضَعُوا أَسْلِحَتَكُمْ وَخُذُوا حِذْرَكُمْ إِنَّ اللَّهَ أَعَدَّ لِلْكَافِرِينَ عَذَابًا مُّهِين* فَإِذَا قَضَيْتُمُ الصَّلَاةَ فَاذْكُرُوا اللَّهَ قِيَامًا وَقُعُودًا وَعَلَىٰ جُنُوبِكُمْ فَإِذَا اطْمَأْنَنتُمْ فَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ إِنَّ الصَّلَاةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَّوْقُوتًا
«Когда вы странствуете по земле, то на вас не будет греха, если вы укоротите некоторые из намазов, если вы опасаетесь искушения со стороны неверующих. Воистину, неверующие являются вашими явными врагами. Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа из них встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут свое оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть они находятся позади вас. Пусть затем придет другая группа, которая еще не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут свое оружие. Неверующим хотелось бы, чтобы вы беспечно отнеслись к своему оружию и своим вещам, дабы они могли напасть на вас всего один раз (покончить с вами одним разом). На вас не будет греха, если вы отложите свое оружие, когда испытываете неудобство от дождя или больны, но будьте осторожны. Воистину, Аллах приготовил неверующим унизительные мучения. Когда вы завершите намаз, то поминайте Аллаха стоя, сидя или лежа на боках. Когда же вы окажетесь в безопасности, то совершайте намаз. Воистину, намаз предписан верующим в определенное время». Сура: Женщины (101-103).
Так же сказано в Коране:
فَإِنْ خِفْتُمْ فَرِجَالًا أَوْ رُكْبَانًا ۖ فَإِذَا أَمِنتُمْ فَاذْكُرُوا اللَّهَ كَمَا عَلَّمَكُم مَّا لَمْ تَكُونُوا تَعْلَمُونَ
«Если вы испытываете страх, то молитесь на ходу или верхом. Когда же вы окажетесь в безопасности, то поминайте Аллаха так, как Он научил вас тому, чего вы не знали» . («Корова» 239).
Порядок совершения молитвы в состоянии опасности (салят аль-Хауф)
Намаз нельзя пропускать ни в коем случае, даже на поле боя в самый разгар сражения намаз надо читать. Конечно же, способ его чтения немного отличается. Существует шесть основных вариантов, но ученые считают, что их может быть больше, в зависимости от степени страха и от расположения врага – в направлении Киблы или в другом направлении. Лидер или имам должен выбрать наиболее подходящий к ситуации вариант совершения молитвы, при котором будет совершена молитва и при этом будет безопасность от врага, так чтобы враг не смог напасть на мусульман и застать их врасплох во время молитвы.
Армия мусульман делится на две части. Одна из них читает половину намаза за имамом, а другая стоит против врага. Затем часть, которая читает намаз, прочитав половину намаза, освобождает место для сражавшихся и сама идёт на передовую. Вторая часть читает оставшуюся половину намаза за имамом, затем имам совершает салям. И каждый джама‘ат самостоятельно дочитывает свой намаз. В это время оружие должно быть при себе, чтобы, увидев мусульман в намазе, враг не напал.
Упомянуто чтение по одному рака‘ату в случае, если имам и муктади путники, а читаемый намаз четырёх- или двухрака‘атный. Если же имам не мусафир, то каждой группе будет необходимо читать по два рака‘ата, а магриб намаз первой группе следует читать два рака‘ата, а второй группе один рака‘ат.
Если нет возможности читать намаз таким способом из-за сильного боя, тогда намаз можно прочитать без джама‘ата, по отдельности, пешим или верхом, кто в каком положении находится. Если возможно повернуться к кыбле, то намаз читается в сторону кыблы, иначе повернувшись туда, куда возможно.
Передается от Ибн Умара, да будет Аллах доволен ими обоими, который рассказал:
عَنِ ابْنِ عُمَرَ قَالَ صَلَّى رَسُولُ اللَّهِ -صلى الله عليه وسلم- صَلاَةَ الْخَوْفِ بِإِحْدَى الطَّائِفَتَيْنِ رَكْعَةً وَالطَّائِفَةُ الأُخْرَى مُوَاجِهَةُ الْعَدُوِّ ثُمَّ انْصَرَفُوا وَقَامُوا فِى مَقَامِ أَصْحَابِهِمْ مُقْبِلِينَ عَلَى الْعَدُوِّ وَجَاءَ أُولَئِكَ ثُمَّ صَلَّى بِهِمُ النَّبِىُّ -صلى الله عليه وسلم- رَكْعَةً ثُمَّ سَلَّمَ النَّبِىُّ -صلى الله عليه وسلم- ثُمَّ قَضَى هَؤُلاَءِ رَكْعَةً وَهَؤُلاَءِ رَكْعَةً أخرجه مسلم
«В то время, как Пророк ﷺ совершил один рака'ат «салят аль-Хауф», с одной группой верующих, другая группа наблюдала за неприятелем. Затем группы поменялись местами. Посланник Аллаха ﷺ совершил второй рака'ат со второй группой верующих и произнес приветствие. Затем эта группа поднялась и совершила первый рака'ат, который она не совершала с имамом. Затем первая группа, встав в ряд, совершила второй рака'ат, который она не совершала с имамом». (Муслим)
Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар (радиаллаху ‘анху) сказал: «Я участвовал вместе с Посланником Аллаха ﷺ в военном походе в сторону Нажда. Когда мы выстроились перед врагом, то (наступило время намаза) Посланник Аллаха ﷺ вместе с нами начал читать намаз, одна часть стала за ним, а другая же часть напротив врага. Посланник Аллаха ﷺ вместе с теми, кто был с ним, совершил руку‘ и два сажда, а потом эти люди ушли, освободив место для тех, кто не читал намаз. Когда же подошла вторая часть, Посланник Аллаха ﷺ с ними совершил руку‘ (второго рака‘ата) и два сажда, затем (после ташахуда) совершил салям. И тогда все встали, а потом каждый из них самостоятельно дочитал ещё по одному рака‘ату с двумя сажда». (Бухари)